Бизнес в Инстаграм
Правильные хештеги для раскрутки инстаграм.
Смотри тут: курсы обучения инстаграм 2020.
Что же на самом деле такое - продвижение бизнеса в Инстаграм, какие цели бизнес преследует идя в эту социальную сеть и зачем малый, средний бизнес заводит себе аккаунты? Ради Лайков, ради Подписчиков или ради комментариев под фото? С монстрами рынка понятно, для них Instagram - это один из каналов рекламы их бренда и среда визуальной коммуникации с аудиторией, вовлечения её в свои истории. Имеют право и могут себе это позволить со своими рекламными бюджетами. Малому и среднему бизнесу Инстаграм-то на что?
Чтобы ответить себе на этот вопрос мне понадобилось 5 с небольшим месяцев экспериментов, выступить на двух конференциях с докладами, выслушать вопросы и мнения представителей различного бизнеса, провести аналитику всех полученных данных и резюмировать - на самом деле, Инстаграм бизнесу нужен для того, чтобы зарабатывать деньги! Представляете?
Многие недовольно скажут: - Ок, Кэп, ты проделал "нереально крутую" работу, затащил нас на свой сайт и решил тут спетросянить, да?!
- Хм, справедливый вопрос!
Отвечу я вам, ровно как и тому парню из Нижнего Новгорода с недовольным лицом, который донимал меня своим - "покажи, да покажи свои кейсы". Но только в этой связи у меня к вам встречный вопрос: - А какого рожна тогда вам нужны все эти лайки и подписчики, если вы свои аккаунты Инстаграм заводите для получения прибыли?
Какой у вас профит от этих пузомерок, если только треть коммерческих сайтов РУнета, по данным Яндекс.Директ, адаптированы под мобильные устройства, а значительное большинство коммерческих профилей в Инстаграм публикуют лишь свой контактный номер телефона? Вы сами-то этот телефон пробовали хоть раз скопировать, набрать и позвонить кому-то по этому телефону из профиля в Инстаграм? Да и если вдруг кто-то додумался указать ссылку на свой адаптивный под мобильные телефоны сайт, вы знаете кто, когда, и зачем приходил с вашего аккаунта Инстаграм на ваш сайт?
Можете, конечно ни чего не отвечать, самые недовольные всё равно всё выскажут, что об этом думают в своих комментариях под статьёй, ну а остальным, кому интересны результаты моих исследований предлагаю ознакомиться с графиками ниже или перейти сразу в Итоговым Выводам в конце материала.
Трафик из Instagram в цифрах
Итак, за последние 5 месяцев эксперимента из сети Инстаграм было получено более 3000 посетителей на сайт, если у кого-то есть более внушительные показатели, то с удовольствием ознакомлюсь с ними в комментариях под статьёй.
График №1 - трафик из Инстаграм за 5 месяцев.
Аудитория из Инстаграм приходила разная, их вовлечение и интерес к материалу на сайте проявлялся по разному и зависел от трёх основных факторов: 1) база выборки аудитории по конкурентам; 2) настройка и описание в профиле аккаунта инстаграм; 3) сам контент, который во многом и определяет интерес аудитории. В данном случае контент посадочных страниц на коммерческом сайте был не коммерческий, за исключением канала "profile" (об этом я расскажу отдельно, в конце).
Таблица №2 - поведенческие показатели аудитории из Инстаграм.
Трафик из поисковых систем за время проведения эксперимента вырос в 8-10 раз, до эксперимента было 100 уников в сутки, не стану утверждать, что это произошло только из-за трафика из Инстаграм, хотя именно этот трафик внёс существенный вклад в копилку непоискового трафика на сайт, который и дал такой эффект в комплексе с работами по улучшению поведенческих факторов.
График №3 - рост трафика из поисковых систем без ссылок!
На начальном этапе в настройках посадочных страниц тестировались различные CTA - явные призывы к действию, улучшались заголовки материалов, упрощалась навигация и внедрялись прочие юзабилити фишки. Т.е. проводился анализ поведения пользователей, пришедших из Инстаграм, выявлялись слабые стороны, которые могли повлиять на решение пользователя продолжить чтение или перейти к другим разделам сайта и постоянно вносились правки в течение первого месяца эксперимента.
На следующем графике можно отследить рост коммерческого трафика из поисковых систем. В красном столбце данные по Посетителям и Отказам за период октябрь-декабрь 2015 года, а в зелёном столбце данные по Посетителям и Отказам за январь-март 2016 года. Красной строкой и Галочкой выделены страницы с коммерческим содержанием, где представлен товар и услуги, без выделения остались строки с некоммерческим содержанием, где ничего не продаётся и не рекламируется.
Таблица №4 - соотношение роста коммерческого и некоммерческого трафика за время эксперимента.
Если по некоммерческому трафику рост оказался х2 - х40 кратный, то по коммерческим запросам прирост трафика составил всего 40-80%. Разница существенная, но некоммерческий трафик бизнесу практически ни чего не даёт, а вот ради роста коммерческого трафика, который приносит заказы и прибыль стоило всё это городить. На следующем графике цифры говорят сами за себя. В качестве целевого действия, для сравнения была выбрана целевая страница "Прайса" и построен отчёт как на Графике №4, но с Метрикой достижения Цели: Прайс.
Таблица №4.1 - соотношение роста коммерческого и некоммерческого трафика с целевым действием - посещение страницы "Прайс".
Философствовать на эту тему можно очень долго, но я считаю этот аналитический срез более чем наглядный. Во-первых, данных вполне достаточно для выводов, а во-вторых, перекос между коммерческим и некоммерческим трафиком в достижении Цели уж слишком явный. На одну из некоммерческих страниц за 3 месяца пришло 11047 посетителей (График №4, строка 3) и только 85 из них перешли на страницу "Прайса" (График №4.1, строка 8) , т.е. 0,76%. На коммерческую страницу за этот же период перешло 2331 посетитель (График №4, строка 4), а на страницу "Прайса" перешло 863 (График №4.1, строка 3), т.е. 37%! Разница колоссальная, как в относительных величинах, так и в абсолютных значениях.
Аудитория трафика из Инстаграм
Возникает вполне логичный вопрос - кто же все эти люди? Учитывая ситуацию с коммерческими аккаунтами Инстаграм могу с уверенностью предположить, что единицы могут ответить сегодня на этот вопрос!
Во-первых, очень часто ссылки на сайт в профиле Инстаграм просто нет!
Во-вторых, практически никто не размечает трафик из Инстаграм. В данных веб-аналитики весь Инстаграм трафик учитывается как Прямые заходы и отделить его от действительно прямых заходов на сайт нереально.
Но это не в нашем случае, если ссылку в профиле Инстаграм помечать UTM-метками, Яндекс.Метрика или Google.Analytics позволит узнать много интересного про нашу аудиторию, посетившую сайт. Из 3060 Посетителей Яндекс.Метрика смогла идентифицировать по Полу всего 2067 Посетителей, т.е. всего 2/3 от общего числа посетителей, где доля Мужчин и Женщин составила: 40% Мужчины, а 60% Женщины.
График №5 - доля Мужчин и Женщин, посетивших сайт за время эксперимента.
Мужчины, судя по графику с бОльшим интересом отнеслись к контенту и проявили свою вовлечённость лучше Женщин по всем показателям: Отказы - 17,6%, Глубина просмотра - 1,55 страниц и Время на сайте - 01:50.
Далее идёт разбивка по Возрасту в потоке трафика Инстаграм и выглядит это так.
График №6 - возрастное разделение пользователей.
Интересно, что самая вовлечённая аудитория оказалась +45: Глубина просмотра - 1,69 страниц и Время на сайте 02:16, а самая слабо вовлечённая +18: Глубина просмотра - 1,37 страниц и Время на сайте 01:33, но это и самая активная аудитория.
Разделение аудитории по Полу и Возрасту выглядит вот так.
Таблица №7 - разбивка аудитории по Полу и Возрасту.
Если взять взвешенный показатель вовлечённости, учитывая, и Отказы, и Глубину просмотра, и Время на сайте, то самыми вовлечёнными оказались Мужчины +45, но учитывая слишком малое значение Посетителей для этого возраста, то этими данными думаю можно пренебречь и выделить Мужчин +25+35, а вот среди Женщин взвешенный показатель вовлечённости оказался луче всего среди девушек +18. Выходит, что на Графике №6 всю малину восемнадцатилетним подпортили юноши :)
На следующем графике отображены часы-ПИК посещения сайта из Инстаграм.
График №8 - Часы-ПИК переходов посетителей из Инстаграм на сайт.
На этом графике виден устойчивый тренд интереса к контенту на сайте начиная с 11:00 утра и длится он в течении всего дня, до 21:00, после чего резко идёт на спад. В этом потоке подсчитаны все Мужчины и Женщины всех возрастов.
Если этот график разбить на Мужской и Женский, то получится следующая картина.
График №9 - часы-Пик посещения сайта для Женской аудитории.
График №10 - часы-Пик посещения сайта для Мужской аудитории.
Вот здесь уже наметилась некоторая корреляция между активностью аудиторий, Мужской и Женской. Женщины активно себя проявляют с 14:00 и до 17:00, т.е. сразу после обеда и до конца рабочего дня, а вот у мужчин эти периоды приходятся на вечерне время с 19:00 до 21:00, а так же в утренние часы с 09:00 до 11:00.
Здесь я позволю себе усомниться в корректности такого понятия как "золотой час" для публикации контента в Инстаграм! Во-первых, все сервисы, которые публикуют такие данные не могут разделять мужчин и женщин, а для коммерческого аккаунта, работающего на свою целевую аудиторию, это важно. Во-вторых, на количество Лайков влияет не время публикации фотографии, а качество самой фотографии. В-третьих, в статье "Инстатриптих для маркетолога" подробно разбиралась ситуация с тепловой картой кликов по фотографиям в ленте. В-четвёртых, новая политика Инстаграм существенно внесёт коррективы и правило "золотого часа" вообще можно будет не учитывать. В-пятых, в начале статьи говорилось, что Цель создания аккаунта Инстаграм для бизнеса является не Лайки, Комментарии, Фолловеры, а деньги, которые можно заработать, когда аудитория имеет возможность и желание для коммуникации с вашим товаром/услугой, это наглядно продемонстрировали два последних графика. Ну и в-шестых, если уж вам так хочется собрать лайки, то используйте мощности Инстаграм уже в мировом масштабе, привлекайте активную аудиторию со всего Мира, когда возможен максимальный охват.
Учитывая время бодрствования пользователей всего мира, когда Америка с Канадой уже проснулись, а Азия ещё не уснула, т.е. когда в Атлантике на острове Сан Мигел садятся пить обеденный коктейль "Пина Колада Лайт", а в Москве народ поглядывает на часы перед концом рабочего дня, именно в этот момент можно получить максимальный охват аудитории со всего Мира.
График №11 - Максимальный охват аудитории всего земного шара в 17:00 - 18:00 по Москве. Данные для этого графика взяты из ICT Statistics Database Google и программы ZET Geo Pro 9, построившей расчеты на базе Щвецарских эфемерид на момент Весеннего равноденствия 20 марта 2016 года. Светлым отмечена дневная зона, серым отмечена ночная зона Земли.
Но, кстати и это не главное!
Какие же основные выводы эксперимента?
Выводы делает каждый для себя сам. Если вы согласны с тем тезисом, что цель бизнеса зарабатывать через Инстаграм, а не собирать Лайки под фото, то и всю свою стратегию нужно выстраивать исходя из этого, подготовив предварительно техническую базу, а именно:
1) Ваш сайт, ссылку на который вы укажите в профиле своего аккаунта, должен быть адаптирован под мобильные устройства и открываться без задержек.
2) На сайте необходима чёткая и внятная стратегия на каждой посадочной странице с правильными элементами CTA (Call To Action).
3) Необходимо разделять коммерческий контент от некоммерческого и подстраивать его под ожидания пользователя.
Относительно п.3. есть завершающие таблички. Помните таблицу №2 в начале статьи, где трафик из Инстаграм был разбит на различные потоки с разных аккаунтов и где я упоминал канал "profile"? Эта табличка приведена ниже.
Таблица №2 (дубль) - поведенческие показатели аудитории из Инстаграм.
Давайте теперь относительно этого среза выберем Метрику Цель: "Прайс", как это было проделано ранее для трафика из Поисковых систем и посмотрим на результат. Так вот, все эти развлечения и Лайки с многотысячным трафиком уходят на задний план, когда речь идёт о реальном бизнесе и о привлечении пользователей на страницу с коммерческим контентом из аккаунта Инстаграм с коммерческим же содержанием.
Таблица №12 - коммерческий аккаунт (profile) и привлечение Целевого трафика для бизнеса.
Вы сами можете оценить эффективность коммерческого аккаунта Инстаграм и некоммерческих. Птичкой отмечен и выделен красной линией источник трафика с конверсией 10,5% по Цели "Прайс", в то время как все остальные каналы (некоммерческого содержания) дали конверсию менее 1%, да и в абсолютных значениях они так же проигрывают, хотя трафика с них пришло в десятки раз больше!
Пример оформления подобного коммерческого аккаунта можно посмотреть здесь.
Подведём итоги
1) За 5 месяцев на эксперимент было потрачено 6000 руб и 18-26 человеко-часов на аналитику, отладку и настройку.
2) На сайт было привлечено пользователей из Инстаграм более 3000.
3) Количество заказов, пришедших из Инстаграм, которые удалось отследить - 7.
4) Трафик из поисковых систем удалось увеличить в 8-10 раз.
5) Коммерческий трафик из поисковых систем вырос на 40-80%
6) Увеличение трафика из поисковых систем увеличило число звонков/заказов в с 15 в месяц до 5 в день (150 / месяц), т.е. в 10 раз.
Много это или мало? Думаю всё зависит от ожиданий каждого бизнеса и его специфики, а так же от соотношения прибыли на каждый вложенный рубль.
Эта статья написана на основе материала двух моих докладов на конференции "Digital Оттепель", проходившей в Нижнем Новгороде 08 апреля 2016 года, на которую меня пригласил с Константин Верховинский, владелец агентства R-Top.ru, за что ему отдельное спасибо!
Удачного вам продвижения и успехов в вашем Бизнесе.
Москва, 18.04.2016.
Автор: Сергей Сморовоз, профессиональный фотограф, интернет-маркетолог.
Автор: Сергей Сморовоз.